В помощь домашнему мастеруВ помощь домашнему мастеру

ЧТО ЗНАЕТЕ ХОРОШЕГО, ТОГО НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧЕГО НЕ ЗНАЕТЕ, ТОМУ УЧИТЕСЬ...

Поиск
Текст поиска*
Введите текст для поиска

Способы освещения

От своего жилища мы хотим слишком многого. Оно должно быть не только местом отдыха и общения с близкими. На время домашней вечеринки наш дом должен превратиться в кафе и дискотеку одновременно. При просмотре телесериалов это — маленький кинозал. Если нагрянут коллеги по работе для обсуждения текущих проблем, потребуется обстановка, подобная офисной.

А ведь многие из этих функций жилья можно попытаться совместить, варьируя лишь... освещение. Возможности современных систем освещения так широки, что они радикально меняют ощущение от интерьера без всякой перестановки мебели. В этом сегодняшние домашние и офисные осветительные системы приближаются к идеологии «постановочного света», к театральным приемам освещения. Ведь жизнь — театр, и каждая ее сцена может иметь свои уникальные декорации.

То, к чему мы привыкли — люстра посреди потолка,—это, по-научному, по-дизайнерски, свет центральный... Пусть даже эта люстра очень красивая и дорогая, но она не позволяет никаких вариантов, кроме разве что включения большего или меньшего количества рожков. Центр комнаты (как правило, пустой) освещается ярко, порой даже слишком, а углы тонут в полумраке.

Этот недостаток можно подправить и даже обратить его в достоинство. Если грамотно разместить торшеры, настольные светильники, бра — жилище одним лишь освещением будет поделено на функциональные зоны (например, «кабинет», «детский уголок», «читальня» и так далее), а пространство его чудесным образом раздвинется.


Такой вариант освещения иногда оказывается удачным, но новым его не назовешь. Если традиционные люстра или плафон неподвижно закреплены, торшеры и бра расставлены раз и навсегда и потоки света от них статичны, то в современных осветительных системах применяется весьма динамичное. комбинирование мягкого комфортного рассеянного освещения с подвижными световыми акцентами, создаваемыми яркими пучками направленного света. Это дает совершенно новые возможности для выстраивания световых композиций и целых световых картин.


Рассеянное освещение достигается разными способами, но самый модный — периметральное освещение, когда множество небольших источников света располагается по верхнему периметру комнаты. Это действительно очень выигрышно, освещение получается мягким и равномерным. Часто дизайнеры используют такой прием: расположенные по периметру светильники скрыты за размещенным вдоль стен под самым потолком специальным выступом, они не видны, видно лишь неведомым образом излучаемое сияние. Такое эффектное освещение-зрительно увеличивает объем помещения и выгодно подчеркивает конфигурацию пространства.


Другой, более традиционный способ получения рассеянного света — подвесные потолочные светильники, торшеры и бра с плафонами, абажурами и отражателями, направляющими свет в потолок. Хорошо отделанный белый потолок отдает большую часть света назад, равномерно рассеивая его по всему помещению.


Вообще отражение света от потолка и верхних частей стен — излюбленный прием дизайнеров. А ведь еще в старину зодчие знали, что подсветка верхних плоскостей всегда зрительно расширяет помещение.
Эффект «струящегося» по стенам света от направленных асимметричных светильников современные дизайнеры называют «wall-washer» — «омывающий стены».

К такому световому решению специалистов
привели психологи: они установили, что человеческий глаз в первую очередь воспринимает освещенность вертикальных плоскостей, поэтому правильно освещенные поверхности стен создают наилучшее восприятие. Это изменяет архитектуру помещения, оно выглядит более просторным, наполненным воздухом и положительной аурой.

Вторая важная компонента современного освещения — световые акценты, создавав
мые узконаправленными световыми пучками (так называемые световые пушки). Ими подсвечивают наиболее выигрышные элементы интерьера: вазы с цветами, антиквариат, картины, скульптуры. А можно акцентировать светом празднично накрытый стол, пофантазировать с освещением танцевального круга.

Если ровное яркое освещение лишь подчеркивает недостатки интерьера, то «световая пушка» (иногда с цветными светофильтрами) делает интерьер живым и выразительным, привлекая взгляды к наиболее выгодным его деталям, скрадывая недостатки и внося элемент театральности.

Можно создать декоративный эффект и путем заполнения световыми пятнами «композиционных пустот». Тогда, несмотря на равномерный рассеянный свет, человек не ощущает себя в искусственном бестеневом
пространстве.
Еще одна модная новинка светодизайна — низовое, напольное освещение. Свет, идущий снизу, делает привычный интерьер неузнаваемым, новым, неожиданным. Как на театральной сцене, здесь работает рамповый эффект. Нижний свет желательно совмещать с общим рассеянным освещением.

<<<Назад *