В помощь домашнему мастеруВ помощь домашнему мастеру

ЧТО ЗНАЕТЕ ХОРОШЕГО, ТОГО НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧЕГО НЕ ЗНАЕТЕ, ТОМУ УЧИТЕСЬ...

Поиск
Текст поиска*
Введите текст для поиска

Цифровой тахометр

 

Тахометр устанавливается не на все отечественные и импортные автомобили. Все автолюбители знают, что этот прибор контролирует частоту вращения коленвала. Это позволяет значительно облегчить регулировку карбюратора и других узлов автомобиля.
Предлагаемый вариант тахометра предназначен для установки на автомобили с 4-х тактным бензиновым двигателем, имеющим контактный или электронный прерыватель. Информация о частоте отображается на 2-х разрядном индикаторе, показывающем число тысяч и сотен оборотов в минуту. Цикл измерения составляет 0,3 сек, а цикл индикации — 4...5 сек.
Питается тахометр от бортовой сети автомобиля и потребляет ток около 0,5 А.

Принципиальная схема цифрового тахометра представлена на рис.1. В ее состав входят:

 

  • формирователь импульсов (VT1, DD4.1);
  • генератор цикла измерения (DD3.1, DD3.2);
  • генератор рабочего цикла (DD3.3, DD3.4);
  • схема управления (DD2, DD4.2-DD4.4, DD9.1);
  • схема индикации (DD5, DD6, DD7, DD8);
  • стабилизаторы +5 В (DA1) и +3 В (VT2, VD2).

Частота импульсов зажигания двигателя и число оборотов коленвала связаны между собой формулой f=2n/60, где f — частота импульсов зажигания, а n-число оборотов коленвала. Так, например, при 1000 об/ мин частота импульсов зажигания равна 33 Гц.

Цифровой тахометр. Принципиальная схема 


Рис. 1. Цифровой тахометр. Принципиальная схема.


Значит на схему счета тахометра поступит 33 импульса за секунду и на индикаторе будет отображаться число 33. Чтобы привести в соответствие отображаемое число с числом оборотов, схема управления ограничивает число импульсов, поступающих на счетчики DD5, DD6 за счет ограничения времени измерение до 0,3 сек. Полученный двоичный код числа импульсов с выходов счетчиков DD5, DD6 записывается в буферы микросхем DD7, DD8, дешифруется и отображается на встроенных в эти микросхемы индикаторах. Счетчики DD5, DD6 сбрасываются в исходное состояние по выв. 3, 4 каждые 4...6 сек (время рабочего цикла), затем происходит цикл измерения и т.д. Схема на элементах DD2.2, DD9.1 формирует сигнал, по которому информация в буферах микросхем DD7, DD8 обновляется.


Цифровой тахометр, схема которого собрана без ошибок, начинает работать сразу. Необходимо только подбором резисторов R8 и R9 установить цикл измерения (0,3 с) и рабочий цикл (4...6 с). Необходимо отметить, что если автомобиль оборудован стандартной батарейной системой зажигания, вход тахометра подключают к выводу прерывателя. Если система зажигания электронная и бесконтактная, то вход тахометра подключают к ее выходу, увеличив номинал регулятора R2 до 250...300 кОм.

Микросхемы 555 серии можно заменить на микросхемы серии 1533 и даже 155. В последнем случае потребляемый ток возрастет. Вместо транзистора VT1 типа КТ315 можно использовать КТ312, КТ3102, а транзистор VT2 типа КТ815 можно заменить на КТ817. Микросхемы 561 серии заменяются микросхемами 176 серии. Стабилизатор DA1 и транзистор VT2 необходимо установить на радиаторы, а гасящий резистор R1 желательно установить отдельно от схемы тахометра, так как на нем выделяется значительное тепло.

<<<Назад