В помощь домашнему мастеруВ помощь домашнему мастеру

ЧТО ЗНАЕТЕ ХОРОШЕГО, ТОГО НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧЕГО НЕ ЗНАЕТЕ, ТОМУ УЧИТЕСЬ...

Поиск
Текст поиска*
Введите текст для поиска

Окрашивание серебра

Очень употребительное и почти единственно применяемое на практике окрашивание серебра  или посеребренных изделий есть черное окрашивание, так называемая чернь, причем зачерняется обыкновенно не вся поверхность вещи, а только некоторые ее части — в форме различных фигур, узоров, арабесков и т.п. Такого рода украшения серебряных изделий очень давно известны и у нас: тульские серебряные табакерки, кавказские пояса или кинжалы под чернь и т.п. знакомы всем.

Процесс чернения заключается в образовании или отложении на поверхности серебряной вещи сернистого серебра. Прежде всегда, а теперь еще очень часто чернение производится чисто механическим путем: выгравированные на поверхности вещи углубленные узоры заполняются плавким составом, включающим сернистое серебро; затем вещь подвергается действию повышенной температуры, достаточной для сплавления состава с изделием.

Словом, здесь совершается частичное покрытие поверхности вещи черной эмалью, состав которой может быть различным. Вот один из хороших рецептов черной эмали: 38 ч. серебра, 72 ч. меди, 50 ч. свинца, 384 ч. серы и 36 ч. буры сплавляют в тигле, при этом входящие в

состав металлы превращаются в сернистые. По охлаждении сплав размельчают в тонкий порошок и тщательно просеивают. При употреблении выгравированные места посыпают порошком эмали и вещь держат на огне до тех пор, пока снова расплавившаяся эмаль не заполнит углублений. По охлаждении излишек эмали стирают, изделие шлифуют и полируют.

В настоящее время чернь наводят очень часто гальваническим путем. Узоры на поверхности вещи вытравливаются, как при инкрустациях; затем вещь, поверхность которой покрыта лаком везде, за исключением узоров, погружается в гальваническую ванну, наполненную очень слабым водным раствором сернистого аммония или сернистого калия (серной печени, и соединяется с анодом гальванический батареи; на катоде же вешается платиновая пластинка.

Под влиянием гальванического тока на местах узоров, свободных от лака, образуется черное сернистое серебро. По окончании операции изделие промывается и после удаления лака полируется. Впрочем, следует признать, что тот приятный и чистый синевато-черный цвет черни, какой имеет хорошая черная эмаль, гальваническим путем достигается не совсем легко. Многое зависит от силы тока (вообще не большой), температуры ванны (большей частью нужно подогревать) и других условий, знание которых приобретается только опытом.

Сплошное окрашивание серебряных вещей в различные оттенки черного цвета (от серо-стального до синевато-черного) делается уже гораздо реже. Производится оно также погружением хорошо очищенной и отшлифованной вещи в слабый раствор сернистого аммония или серной печени и соединением вещи с анодом батареи (на катоде находится платиновая пластинка). И здесь красивое серо-стальное (лучистое) окрашивание достигается гораздо легче, чем синевато-черное.

Многие практики слабым растворам серной печени (или сернистого аммония) предпочитают крепкие (концентрированные), так как последние действуют быстрее, хотя именно по этой причине следить за процессом гораздо труднее. Хорошо очищенные и прополоснутые вещи быстро (на проволоке) погружают в кипящий раствор, тотчас же вынимают и промывают в воде; если окрашивание недостаточно черно, операцию с такой же быстротой повторяют во второй и в третий раз. При ловкости и умении результаты могут быть очень хорошими.

На главную>>>