В помощь домашнему мастеруВ помощь домашнему мастеру

ЧТО ЗНАЕТЕ ХОРОШЕГО, ТОГО НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧЕГО НЕ ЗНАЕТЕ, ТОМУ УЧИТЕСЬ...

Поиск
Текст поиска*
Введите текст для поиска

Ручная гравировка стекла

Гравировка стеклаГравировка по стеклу заключается в создании на его поверхности изображения, орнамента путем изменения физической структуры этой поверхности. Ручная гравировка  стекла производится металлическим или абразивным инструментом (резцом, кругом и т. п.). Это один из самых сложных и трудоемких способов декорирования стекла, но он позволяет создавать эксклюзивные изделия, повторить которые практически невозможно.

Подготовка инструментов и материалов
 
При работе с применением  абразивных кругов рисунок (эскиз) предварительно наносят на поверхность обрабатываемого изделия белилами, растворенными в скипидаре. После выполнения работ смесь удаляют тем же скипидаром. В том случае, если мастер работает на станке с медными кругами, эскиз орнамента можно нанести, используя специальный состав, приготовленный следующим образом: белила смешивают с водой, затем в полученную массу добавляют клей. Используя медные круги, достаточно легко создавать на поверхности стеклянных изделий трехмерные изображения. Необычны и особенно эффектны сосуды, декорированные в технике так называемой негативной резьбы, когда предметы первого плана  рисунка размещаются глубже уровня основного фона, то есть в нижнем слое стекла.

Гравировка стекла абразивными или медными кругами

Рельеф и конфигурация наносимого на поверхность рисунка зависят от толщины используемого в работе круга, а также от того, под каким углом наносится та или иная линия. При работе с холодным стеклом следует учитывать некоторые особенности гравирования.

  • Глубокие длинные линии, нанесенные на поверхность, придают изделию яркий блеск, переливающийся разноцветными бликами,
  • Короткую линию на поверхности стекла можно получить, если держать вращающийся круг на одном месте.
  • Для получения коротких линий различных конфигураций используют несколько кругов: круг с тупым профилем применяют для получения короткой широкой линии, острые круги — для получения узких и заостренных линий.
  • При нанесении линий нужно внимательно следить за тем, чтобы круг проходил точно по середине намеченной линии.
  • Нанесенные линии по всей длине должны быть одинаковой глубины и ширины и выполняться под одним углом наклона профиля круга.
  • При нанесении дугообразных или волнистых линий необходимо задать им определенный радиус, который должен быть равен радиусу круга.
  • Дугообразные и волнистые линии лучше всего выполнять, используя круги с острыми профилями.
  • Линию в виде желоба достаточно легко можно выполнить с помощью круга с закругленным профилем.
  • Короткие желобообразные линии, выполненные кругом с закругленным профилем, образуют на поверхности изделия овалы.
  • Лунки на поверхности стекла выполняют, используя абразивный круг с широким (до 30-50 см) и плоским профилем.
  • Глубокие лунки можно создать с помощью круга маленького диаметра. И, наоборот, круги большого диаметра используют для создания неглубоких ямок.
  • Лунки наносят в следующей последовательности. Сначала делают овал, затем, поворачивая стекло то вправо, то влево, корректируют его. После этого изделие разворачивают на 90°, и вновь разворачивая его то влево, то вправо, придают овалу форму круга.
  • 13. Прямую плоскую линию наносят на поверхность стеклоизделия с помощью кругов с прямоугольным профилем.
  • 14. Серповидные линии можно провести также, используя круг с прямоугольным профилем, боковые плоскости которого не равны по длине.

Научившись выполнять на поверхности изделия из стекла простейшие линии, можно переходить к гравированию сложных рисунков, состоящих из множества отдельных линий различной
конфигурации. Поверхность хрустальной вазы украсят и оживят небольшие островерхие или усеченные пирамидки либо звездочки с «камнями», расположенными в центре. Очень выразительны рисунки, выгравированные на поверхности изделий из многослойного или
матового стекла. При этом, как правило, применяют способ глубокой резьбы, снимая верхний,
цветной или матовый слой так, чтобы из-за него сквозь прорезные линии проглядывал
бесцветный. Такую резьбу следует выполнять абразивными кругами с крупными зернами.
Снимая слой мелкозернистым абразивным кругом, можно добиться эффектного плавного перехода тонов одного цвета на поверхности стекла.

Гравировка алмазным стеклорезом

Для нанесения на поверхность стеклянных изделий зубчатых искрящихся граней часто используют обычный алмазный стеклорез. При работе его необходимо держать в руке, как авторучку. С помощью такого резца можно создавать самые разнообразные линии. Тонкие получаются в результате слабого нажима на резец. Если нажать на стеклорез чуть сильнее, то

образуются достаточно глубокие ямки с неровными краями. Обработанное таким способом стекло обладает способностью особым образом преломлять световые лучи. Это свойство часто используют мастера при декорировании того или иного изделия из стекла.

С помощью алмазного стеклореза достаточно легко можно создавать как простые, так и сложные рисунки, состоящие из мелких штрихов, которые располагают либо параллельно, либо перекрёстно, либо перпендикулярно по отношению друг к другу. Всё зависит от фантазии и терпения художника. Алмазный стеклорез часто используют и для декорирования поверхности изделий из многослойного стекла. При этом после проведения операции на цветном фоне (верхний слой изделия) образуются тонкие белые линии или штрихи белого цвета.
 
Резьбу алмазным стеклорезом можно выполнять также способом выстукивания. В этом случае при создании рисунка используется не только алмазный стеклорез, но и небольшие стальные
молоточки с заостренными наконечниками или зубила. При нанесении рисунка резец (молоточек или зубило) следует держать строго перпендикулярно по отношению к плос-кости поверхности изделия и в таком же направлении наносят удары. При этом от силы удара зависит глубина лунки. 

Детали образовавшегося рельефа, каждая в отдельности, переливаясь всеми цветами радуги,
создают необычную игру светотени, сочетаясь с незаполненными рисунком участками. Причём при таком способе отделки именно пустые места выглядят более темными. Таким образом, они служат своеобразным фоном для сверкающего рельефа. В результате нанесенного удара на поверхности стекла образуются сколы белого цвета. Если необходимо сделать бесцветные прозрачные лунки, то изделие лучше всего расположить на приготовленной заранее пружинящей подушке.

При выполнении рисунка любым из вышеперечисленных способов необходимо следить за тем, чтобы на поверхности изделия не скапливаласъ стеклянная крошка. Попадая под резец, она ухудшает качество наносимых линий, а также может повредитъ верхний слой стекла. Готовое изделие нужно отполировать, используя для этого станок с полировальными кругами.

 


<<<Назад